В Ладошки берём мы прохладное чудо:
Бежит ручеек в никуда ниоткуда...
Куда мы идем? И откуда мы будем?

Теоретический аспект проекта


Тема проекта
«Формирование жизнестойкости у детей дошкольного
 возраста в условиях современного социокультурного 
пространства»
Проблема и актуальность исследования. Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного человека, часто по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. Это связано со многими факторами и угрозами, в том числе политическими, информационными, социально-экономическими, экологическими, природными. Это приводит к общему снижению чувства безопасности и защищенности современного человека. Чтобы приспособится, адаптироваться, успешно реализовать себя, необходимо вырабатывать навыки решения проблем, приобрести такое качество, свойство личности, которое позволило бы эффективно самореализоваться. (Т.В.Наливайко). Поэтому проблема жизнестойкости личности становится особенно актуальной и выходит на передний план научного осмысления и дальнейшего исследования.

Сегодня всё большее распространение в детской среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через социальное окружение детей, семью - все чаще проникают в детские образовательные учреждения [Е.И. Рассказова]. Все это обусловливает необходимость изучения феномена жизнестойкости (hardiness), которое предложил американский психолог Сальваторе Мадди, и которое понимается им как паттерн структуры установок и навыков, позволяющий превратить изменения в окружающей действительности в возможности человека.

Исходя из опыта работы дошкольных учреждений, можно сделать вывод о том, что вопросы организации воспитания дошкольников в изменившихся социокультурных условиях вызывают затруднения, как у начинающих педагогов, так и у педагогов с большим педагогическим стажем. Отмечается недостаточное содержание предметно - развивающей среды в группах по данной проблеме, отсутствие нормативно-правовой базы и грамотной психологической службы, наличие фрагментарного научно-методического инструментария, что не позволяет достигнуть эффективного результата в формировании жизнестойкости у подрастающего поколения на ранних этапах онтогенеза. По результатам диагностики, опроса родителей, сотрудников дошкольных учреждений выявлено низкое самосознание взрослых к осознанному отношению и проявлению жизнестойкости. Остро обозначается сегодня проблема жизнестойкости в семье. Наблюдается низкий уровень активности, самосознания, саморегуляции современных родителей. Социальные проблемы не позволяют родителям уделять достаточно внимания детям – формированию их мировоззрения.

Искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, быть целеустремленным и успешным, оптимистичным и устойчивым к стрессам- является человеческой добродетелью, обеспечивающей развитие жизнестойкого человека. Дать новый импульс на пути к столь желанным переменам и как можно быстрее закрепить их в обществе поможет разработка новых технологий воспитания жизнестойкого человека [Д.А. Леонтьев].

В отечественной психологии разработка этой проблематики связана с исследованиями совладания со сложными ситуациями (Либин А.В.. Либина Е.В.), смысла жизни и акме (Чудновский В.Э.), с проблемой жизнетворчества (Леонтьев Д.А.), личностно – ситуационного взаимодействия (Коржова Е.Ю.), самореализации личности (Коростылева Л.А.), саморегуляции активности личности (Осицкий А.К., Моросанова В.И.).

В теоретическом плане проблема жизнестойкости детей и ее взаимосвязи с личностными особенностями и ресурсными компонентами разработана недостаточно. До сих пор нет единства во мнениях относительно того, что такое жизнестойкость. Этот феномен в научной литературе зачастую заменяется различными терминами, такими как жизнеспособность, жизнетворчество, зрелость, и другие, поэтому особого внимания требует уточнение самого понятия. 

Изучая данную проблему, мы поняли, что отсутствуют исследования, которые выявляли бы проявление жизнестойкости при переживании кризисов различной деятельности в процессе пребывания детей в детском саду. Не обнаружено исследований, которые предполагали бы сравнительный анализ проявления жизнестойкости у детей. 

Известно, что для общества необходимы здоровые и успешные люди. Все воспитательно-образовательные учреждения ставят перед собой задачи вырастить физически крепких, психически здоровых и социально адаптированных детей. До настоящего времени целостные исследования, раскрывающие содержание процесса формирования и воспитания жизнестойкости у детей дошкольного возраста отсутствуют. В общепринятой методике воспитательно-образовательного процесса не учитывается специфика и особенности формирования жизнестойкости в зависимости от возраста, пола, этнической принадлежности, индивидуальной типологии личности и стратификации родителей детей, посещающих дошкольное учреждение.

Необходимость разрешения выявленных противоречий и современной тенденции развития системы дошкольного образования, а также исходя из актуальности проблемы, ее недостаточной разработанности, теоретической и практической значимости, обусловили выбор темы инновационного проекта «Формирование жизнестойкости у детей дошкольного возраста в современном социокультурном пространстве». 

Объект исследования: воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: методика формирования жизнестойкости у детей дошкольного возраста.

Цель: оптимизация воспитательно-образовательного процесса по формированию жизнестойкости у детей 5 – 7 лет.

Задачи:
1. Осуществить теоретический анализ понятия жизнестойкости.
2.Разработать комплексный программно-методический (копинг-стратегии) инструментарий для формирования жизнестойкости у детей дошкольного возраста.
3.Адаптировать методики измерения жизнестойкости для детей дошкольного возраста.
4.Определить эффективность разработанного инструментария.

Гипотеза: Предполагалось, что:
1. Понимание смысла жизнестойкости, предложенное С.Мадди у взрослой личности, совпадает с формулировками данного понятия для детей дошкольного возраста.
2. Проявления жизнестойкости отражают как биологические, психологические особенности развития ребенка, так и социальные условия (среда, семья, этническая принадлежность, воспитание, степень и качество взаимодействия педагогов, родителей и детей, и т.д.).
3. Имеются различия в проявлениях жизнестойкости у девочек и мальчиков.
4. Уровень сформированности жизнестойкости у детей, воспитывающихся по экспериментальной методике будет более высоким нежели у детей, воспитывающихся по традиционной программе.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, наблюдение, антропометрические измерения, анализ статистических данных заболеваемости детей, психологическое и педагогическое тестирования, анкетирование, опрос, социологическое обследование, методы математической статистики.

Комментариев нет:

Отправить комментарий