В Ладошки берём мы прохладное чудо:
Бежит ручеек в никуда ниоткуда...
Куда мы идем? И откуда мы будем?

понедельник, 7 октября 2013 г.

Формирование социального здоровья у старших дошкольников



Автор
педагог дополнительного образования  Л.А.Дикаревская

 В плане  экспериментальной работы по актуальной проблеме - формирование жизнестойкости у старших дошкольников определилось направление: повышение уровня социального здоровья воспитанников, формирование компонентов  жизнестойкости: вовлеченности, контроля, принятия риска. С целью использования изобразительного искусства в повышении уровня социального здоровья был разработан проект  «Виртуальный мир искусства», который базируется на методологических исследованиях Т.С.Комаровой, Р.М.Чумичевой.
В основу создания проекта взят факт, что изобразительное искусство несет в себе форму  диалога  и характеризуется соучастием, значит  вовлечением в мир искусства, сопереживанием (контроля) и сотворчеством (принятием риска).

 Проект содержит следующие варианты диалогов:
- «Педагог - искусство - ребенок», когда педагог выступает в качестве эталона речевой коммуникации и вовлекает детей в мир искусства;
- «Искусство – педагог – ребенок», когда в процессе совместного восприятия искусства идет стимулирование способов речевой коммуникации ребенка, что находит выражение в их оценках, суждениях, умозаключениях;
- «Ребенок – искусство – ребенок», когда дети в самостоятельной деятельности,  воспринимая искусство, высказывают свое мнение, отстаивают свою позицию, выступают как маленькие критики, искусствоведы.
Уникальность проекта  в  использовании  инновационных форм работы с родителями,  педагогами, детьми. Для эффективного решения поставленных задач включены современные информационные технологии, мультимедиа.
В целях повышения профессионального и культурного уровня педагогов  разработаны следующие инновационные формы работы:         
«Виртуальный музей», «Диалог вдвоем», «Эстафета педагогических идей», «Круглый стол» (с участием  воспитателей, музейного педагога,  родителей), деловая игра «Дерево мудрости».  
В работу с родителями  включены инновационные формы деятельности:  микроблог на сайте ДОУ  "Виртуальный художественный музей";   «Экскурсия выходного дня с мамой и папой»;   Журнал  «Музейкин» (с искусствоведческим материалом для родителей и детей).
Инновационные формы работы с детьми будут представлены в непосредственно образовательной деятельности,  тематических развлечениях и реализуются в двух блоках: «Художественно - коммуникативный»,  направленный на формирование культурных способов речевой коммуникации в процессе общения с искусством, и «Социальный»,  направленный на формирование социальных навыков взаимодействия  и поведения в реальных модульных ситуаций.
 Проект содержит перспективно – тематический план, конспекты и сценарии по темам «Педагогическая сказка», «Маленький искусствовед», «Художественный салон» с использованием презентаций и мультимедиа. Они  направлены на формирование у старших дошкольников компонентов жизнестойкости: вовлеченности, контроля, принятия риска.
Проект содержит  знакомство детей с художниками иллюстраторами  сказок. Произведения жанровой живописи, как бы говорят детям:  «Как прекрасна жизнь!», а жизнелюбие очевидный признак жизнестойкости.  Полотна портретной живописи помогут детям находить выход из трудной жизненной ситуации. Дети с развитым чувством юмора более оптимистичные, с легкостью могут справиться с маленькими неудачами. Знакомство с творчеством современных художников позволит развить у детей нравственную, эстетическую культуру  и чувство юмора.
Таким образом, представленный проект «Виртуальный мир искусства» направлен на обогащение социального опыта, формирование у старших дошкольников чувства  собственной значимости  (социальной поддержки), толерантности, развитие адаптационных способностей, самооценки и саморегуляции. Реализация проекта  позволит средствами искусства поднять ребенка к духовным знаниям, взрастить нравственные помыслы и дать ему способ спасения себя в этом мире.

  

Комментариев нет:

Отправить комментарий