Автор
педагог дополнительного
образования Л.А.Дикаревская
В плане экспериментальной работы по актуальной
проблеме - формирование жизнестойкости у старших дошкольников определилось направление: повышение уровня социального
здоровья воспитанников, формирование компонентов жизнестойкости: вовлеченности, контроля,
принятия риска. С целью использования изобразительного искусства в повышении
уровня социального здоровья был разработан проект «Виртуальный мир искусства», который
базируется на методологических исследованиях Т.С.Комаровой, Р.М.Чумичевой.
В основу создания проекта взят
факт, что изобразительное искусство несет в себе форму диалога и характеризуется соучастием, значит вовлечением в мир искусства, сопереживанием
(контроля) и сотворчеством (принятием риска).
Проект содержит следующие варианты диалогов:
- «Педагог - искусство - ребенок»,
когда педагог выступает в качестве эталона речевой коммуникации и вовлекает
детей в мир искусства;
- «Искусство – педагог –
ребенок», когда в процессе совместного восприятия искусства идет стимулирование
способов речевой коммуникации ребенка, что находит выражение в их оценках,
суждениях, умозаключениях;
- «Ребенок – искусство –
ребенок», когда дети в самостоятельной деятельности, воспринимая искусство, высказывают свое
мнение, отстаивают свою позицию, выступают как маленькие критики,
искусствоведы.
Уникальность проекта в использовании инновационных форм работы с родителями, педагогами, детьми. Для эффективного решения
поставленных задач включены современные информационные технологии,
мультимедиа.
В целях повышения
профессионального и культурного уровня педагогов разработаны следующие инновационные формы
работы:
«Виртуальный музей», «Диалог
вдвоем», «Эстафета педагогических идей», «Круглый стол» (с участием воспитателей, музейного педагога, родителей), деловая игра «Дерево мудрости».
В работу с родителями включены
инновационные формы деятельности: микроблог на сайте ДОУ "Виртуальный художественный музей"; «Экскурсия выходного дня с мамой и папой»;
Журнал «Музейкин» (с
искусствоведческим материалом для родителей и детей).
Инновационные формы работы
с детьми будут представлены в непосредственно образовательной деятельности, тематических развлечениях и реализуются в
двух блоках: «Художественно - коммуникативный», направленный на формирование культурных способов
речевой коммуникации в процессе общения с искусством, и «Социальный», направленный на формирование социальных
навыков взаимодействия и поведения в
реальных модульных ситуаций.
Проект содержит перспективно –
тематический план, конспекты и сценарии по темам «Педагогическая сказка»,
«Маленький искусствовед», «Художественный салон» с использованием презентаций
и мультимедиа. Они направлены на
формирование у старших дошкольников компонентов жизнестойкости:
вовлеченности, контроля, принятия риска.
Проект содержит знакомство детей с художниками иллюстраторами
сказок. Произведения жанровой живописи, как бы
говорят детям: «Как прекрасна жизнь!»,
а жизнелюбие очевидный признак жизнестойкости. Полотна портретной живописи помогут детям
находить выход из трудной жизненной ситуации. Дети с развитым чувством юмора
более оптимистичные, с легкостью могут справиться с маленькими неудачами. Знакомство
с творчеством современных художников позволит развить у детей нравственную,
эстетическую культуру и чувство юмора.
Таким образом, представленный
проект «Виртуальный мир искусства» направлен на обогащение социального опыта,
формирование у старших дошкольников чувства
собственной значимости (социальной
поддержки), толерантности, развитие
адаптационных способностей, самооценки и саморегуляции. Реализация проекта позволит средствами искусства поднять
ребенка к духовным знаниям, взрастить нравственные помыслы и дать ему способ
спасения себя в этом мире.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий